Выбор жанра
Фразеологизм слова курить фимиам

Фразеологизм слова курить фимиам

Разделы: Преподавание русского языка

Цель: систематизировать знания по теме“Фразеология”, закрепить навыки правописания.

Техническое оборудование: мультимедийнаясистема.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час отчасу не легче, во что бы то ни стало, не тут-тобыло, как бы то ни было, ничего не попишешь,нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола нидвора.

Самопроверка: (на экран выводится словарныйдиктант)

- Объясните написание НЕ и НИ в записанныхсловах,

- В какую лексическую группу можно объединитьзаписанные словосочетания?

Ответ: это фразеологизмы.

Дополнение учителя: фразеологизмы – этоперлы, самородки и самоцветы родного языка.

II. Сообщается тема и цель урока.

Ученики заранее готовили сообщения.

План сообщений появляется на экране.

  1. Фразеология как раздел науки о языке.
  2. фразеологизм и его признаки (см. приложение 1)
  3. Происхождение фразеологизмов русского языка (см. приложение 2)
  4. Источники русских фразеологизмов (см. приложение 3)

III. Практическая часть,

1. Какое сочетание слов не являетсяфразеологизмом?

А) 1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка.

Б) 1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.

2. В каком предложении нет фразеологическогооборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академиии уже без пяти минут врач.
б) Сию минуту верните мне сумочку!
в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и сминуты на минуту ждали ее.
г) На часах десять минут одиннадцатого.

3. Какой фразеологический оборот имеетзначение “совершать необдуманные поступки”?

а) Курить фимиам.
б) Петь дифирамбы.
в) Терять голову.
г) Биться как рыба об лед.

Имеет значение “наиболее уязвимое место”?

а) Авгиевы конюшни.
б) Вавилонское столпотворение.
в) Ахиллесова пята.
г) Филькина грамота.

IV. Работа в группах.

Класс поделен на пять групп. На доске – правилаработы в группах (см. приложение 4).

Задания:

1 группа. Распределите фразеологизмы на двегруппы в зависимости от значения, дайте названиягруппам (что для них является общим), определитезначения фразеологизмов.

1.Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белогокаления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует.6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громыи молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Подгорячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять встороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хотьтрава не расти.

2 группа. Определите, на сколько групп позначению можно разделить данные фразеологизмы.Перепишите их по группам.

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валятьдурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучиврукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать изпустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10.Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считатьворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

3 группа. Подберите фразеологические обороты(см.2), синонимичные данным словам исловосочетаниям (см.1)

1. Весь день; вылечивать; главный помощник;вдоволь, без ограничения; искренне; наедине;очень быстро; сразу, в один прием; немедленно;обмануть; отчаиваться; унывать; привлекать к себевнимание, быть особо заметным; очень близко,рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; оченькрепко (уснуть); самым серьезным образом;моментально появиться; некстати, невпопад.

2. В два счета; одним духом; от всей души; от заридо зари; падать духом; по горячим следам;поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо);поймать на удочку; правая рука; сколько душеугодно; с глазу на глаз; в нескольких шагах;поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут кактут; ни к селу ни к городу.

4 группа. Запишите фразеологизмы по группам: а)выражающие радость, счастье; б) выражающиенедоумение.

1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот такштука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран нановые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Неукладывается в голове. 8. Подумать только! 9.Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмомнебе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13.Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот такномер!

5 группа. К данным фразеологизмам подберитесинонимичные слова и обороты.

1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горемпополам. 4. С первых слов. 5.Засучив рукава. 6.Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться сносом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным побелому. 12. Не на шутку. 13. Козел отпущения. 14. Двасапога пара. 15. Мороз по коже.

Ответственный в группе оценивает участие вработе каждого. Работы проверяются.

Работа с текстом.

Прочитать выразительно текст, найтифразеологизмы, определить их роль в тексте.

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдругспоткнулся о тело гробовых дел мастераБезенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперексадовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул иживо стал. (…)

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. –Преставилась значит, старушка… Старушки, онивсегда преставляются… Или Богу душу отдают, - этосмотря какая старушка. Ваша, например, маленькаяи в теле, - значит, преставилась. А, например,которая покрупнее да похудее – та, считается,Богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого этосчитается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например,мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой.Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что вящик сыграли. А который человек торговый, бывшейкупеческой гильдии, то, значит, приказал долгожить. А если кто чином поменьше, дворник,например, или кто из крестьян, про того говорят:перекинулся или ноги протянул. Но самые могучиевсегда помирают, железнодорожные кондуктора илииз начальства кто, то считается, что дуба дают.Так про них и говорят: “А наш-то, слышали, дубадал”.

Потрясенный этой страшной классификациейчеловеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастераскажут?

- Я – человек маленький. Скажут: “гигнулсяБрезенчук”.

А больше ничего не скажут, - и строго добавил: -Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: уменя комплектация мелкая…

Обсуждение ответов и подведение итогов урока.

Домашнее задание (на выбор): написатьсочинение - миниатюру на одну из тем: “Моя хата скраю”, “У сильного всегда бессильный виноват…”или № 99 (учебник Власенкова А.И.)

Презентация

Источник: http://festival.1september.ru/articles/504949/

Фразеологизм слова курить фимиам

Фразеологизм слова курить фимиам

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Симптоматические артериальные гипертонии