Выбор жанра
Зрение ребенка м 0,5 н 52,5

Зрение ребенка м 0,5 н 52,5

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков.

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Содержание

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922) на Воздвиженской улице, 28[2] в Киеве.

В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

Дом в Киеве, в котором в 1906—1922 гг. жил Булгаков

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность) подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными»[3].

В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппе (1892—1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. »[4]. Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг: «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»[4].

Булгаков в 1910-х годах во время учёбы в Киевском университете

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское[5]Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года М. А. Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. Весной 1918 года М. А. Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики[6]. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — снова в белых Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

В Москве[править | править вики-текст]

В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву[7] и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его женой.

В 1926 году сотрудниками ОГПУ у писателя был произведён обыск, в результате которого изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса приглянулась самому И. Сталину, который смотрел её более 14 раз[8]. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш»[9], но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось[8]. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных[8]. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие)[8].

« Сознание своего полного, ослепительного бессилия нужно хранить про себя. »

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».

В 1928 году М. А. Булгаков ездил с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года[11], с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ[11].

М. Булгаков в 1937 году
М. Булгаков в 1937 году

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года, — после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе[8][12]. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.

С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз enru — наследственную болезнь почек. Булгаков начал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита».

До войны в двух советских театрах шли спектакли по пьесе М. А. Булгакова «Дон Кихот».[источник не указан 29 дней]

Смерть и похороны[править | править вики-текст]

Камень с могилы Н. Гоголя на могиле М. Булгакова

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя[13][14].

Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!»[15].

До сих пор нет единого мнения, был ли Булгаков оккультистом или нет[16][17][18][19][20].

Родители[править | править вики-текст]

  • Отец — Афанасий Иванович Булгаков (1859—1907) — русский богослов и историк церкви.
  • Мать — Булгакова Варвара Михайловна (1869—1922) — в девичестве — Покровская.

Братья и сестры[править | править вики-текст]

  • Булгакова Вера Афанасьевна (1892—1972) — сестра Булгакова, в замужестве Давыдова.
  • Булгакова Надежда Афанасьевна (1893—1971) — сестра, в замужестве Земская.
  • Булгакова Варвара Афанасьевна (1895—1956) — сестра, прототип персонажа Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».
  • Булгаков Николай Афанасьевич (1898—1966) — брат, русский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.
  • Булгаков Иван Афанасьевич (1900—1969) — брат, музыкант-балалаечник, с 1921 года в эмиграции, сначала в Варне, потом в Париже.
  • Булгакова Елена Афанасьевна (1902—1954) — сестра, прототип «синеглазки» в повести В. Катаева «Алмазный мой венец».

Жёны[править | править вики-текст]

Остальные[править | править вики-текст]

Повести и романы[править | править вики-текст]

  • «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922)
  • «Белая гвардия» (роман, 1922—1924)
  • «Дьяволиада» (повесть, 1923)
  • «Записки на манжетах» (повесть, 1923)
  • «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
  • «Роковые яйца» (повесть, 1924)
  • «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
  • «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929)
  • «Копыто инженера» (роман, 1928—1929)
  • «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
  • «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
  • «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
  • «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году)

Пьесы, либретто, киносценарии[править | править вики-текст]

  • «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
  • «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
  • «Бег» (пьеса, 1926—1928)
  • «Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
  • «Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
  • «Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)[22]
  • «Адам и Ева» (пьеса, 1931)
  • «Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
  • «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
  • «Ревизор» (киносценарий, 1934)
  • «Александр Пушкин» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
  • «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
  • «Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
  • «Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
  • «Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
  • «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
  • «Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)

Рассказы[править | править вики-текст]

  • «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922)
  • «Арифметика» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «В ночь на 3-е число» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «В театре Зимина» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Как он сошёл с ума» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Каэнпе и капе» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Красная корона» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Налёт. В волшебном фонаре» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Ноября 7-го дня» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Остерегайтесь подделок!» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Птицы в мансарде» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Рабочий город-сад» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Советская инквизиция» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922)
  • «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» (1923)
  • «Сорок сороков» (1923)
  • «Воспоминание...» (рассказ, посвященный смерти Ленина, 1924)
  • «Ханский огонь» (1924)
  • «Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Крещение поворотом» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Стальное горло» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Вьюга» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Тьма египетская» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Пропавший глаз» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Звёздная сыпь» (цикл «Записки юного врача», 1925)
  • «Богема» (1925)
  • «Праздник с сифилисом» (юмористический рассказ, 1925)
  • «Бубновая история» (1926)
  • «Я убил» (1926)
  • «Морфий» (1926)
  • «Трактат о жилище» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
  • «Псалом» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
  • «Четыре портрета» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
  • «Самогонное озеро» (сборник «Трактат о жилище», 1926)

Публицистика и фельетоны[править | править вики-текст]

Публицистика и фельетоны

  • «Благим матом» (1925)
  • «Богема» (1925)
  • «Братский подарок немецких рабочих» (1922)
  • «Брачная катастрофа» (1924)
  • «Бубновая история» (1926)
  • «Буза с печатями» (1925)
  • «Бурнаковский племянник» (1924)
  • «Бывший Зингер. Гос. механический завод в Подольске» (1922)
  • «В кафэ» (1920)
  • «В обществе и свете» (1924)
  • «В театре Зимина. Наброски карандашом» (1923)
  • «В школе городка III Интернационала» (1923)
  • «Вагонно-ремонтный завод московского трамвая» (1922)
  • «Война воды с железом» (очерк, 1924)
  • «Волчки на колесах» (1922)
  • «Восстановите платформу!» (1925)
  • «Гениальная личность» (1925)
  • «Гибель Шурки-уполномоченного. Дословный рассказ рабкора» (1924)
  • «Глав-полит-богослужение» (1924)
  • «Горемыка-Всеволод. История одного безобразия» (1925)
  • «Государственный завод минеральных и фруктовых вод № 1» (1922)
  • «Громкий рай» (1926)
  • «Грядущие перспективы» (1919)
  • «Двуликий Чемс» (1925)
  • «Дело идет» (Рабочая газета, М., 11 августа 1922)
  • «Дело расширяется» (Рабочая газета, М., 22 августа 1922)
  • «День нашей жизни» (Накануне, Берлин — М., 2 сентября 1923)
  • «Детский рассказ» (Советский артист, М., 1 января 1939)
  • «Динамит!!!» (Гудок, М., 30 сентября 1925)
  • «Допрос с беспристрастием» (Гудок, М., 9 августа 1924)
  • «Дрожжи и записки» (Гудок, М., 30 июля 1925)
  • «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (Недра, М., март 1924, № 4)
  • «Египетская мумия. Рассказ члена Профсоюза» (Смехач, Л., 10 сентября 1924, № 16)
  • «Желанный платило» (Гудок, М., 10 декабря 1924)
  • «Заколдованное место» (Гудок, М., 9 января 1925)
  • «Залог любви» (Гудок, М., 12 февраля 1925)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (Гудок, М., 3 июня 1925)
  • «Заседание в присутствии члена» (Гудок, М., 17 июля 1924)
  • «Звездная сыпь» (Медицинский работник, М., август 1926, № 29, № 30)
  • «Звуки польки неземной» (Гудок, М., 19 ноября 1924)
  • «Знаменосцы грядущих боев. День 3-го сентября» (Рабочая газета, М., 5 сентября 1922)
  • «Золотистый город» (Накануне, Берлин — М., сентябрь—октябрь 1923)
  • «Библифетчик» (фельетон, 1924)
  • «Беспокойная поездка. Монолог начальства. Не сказка, а быль» (фельетон, 1923)
  • «Безобразия на заводе „Яриг“» (фельетон, 1922)
  • «Аптека» (фельетон, 1925)
  • «Автоклавы нужно получить, а корпус достроить» (фельетон, 1922)
  • «Акафист нашему качеству» (фельетон, 1926)
  • «Американские рабочие отдают нам свой труд» (фельетон, 1922)
  • «Банан и Сидараф» (фельетон, 1924)
  • «Банщица Иван» (фельетон, 1925)
  • «Белобрысова книжка. Формат записной» (фельетон, опубликован в Берлине в 1924 году)
  • «Брачная катастрофа» (фельетон, 1924)
  • «Воспаление мозгов» (фельетон, 1926)
  • «Летучий голландец» (фельетон, 1926)
  • «Паршивый тип» (фельетон, 1926)
  • «Говорящая собака» (фельетон, 1924)
  • «Двуликий Чемс» (рассказ)
  • «Залог любви» (рассказ)
  • «Звуки польки неземной» (рассказ)
  • «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева» (фельетон, 1926)
  • «Золотистый город» (рассказ)
  • «Игра природы» (рассказ)
  • «Как Бутон женился» (рассказ)
  • «Кондуктор и член императорской фамилии» (рассказ)
  • «Колесо судьбы» (рассказ)
  • «Мадмазель Жанна» (рассказ)
  • «Мертвые ходят» (рассказ)
  • «Москва краснокаменная» (рассказ)
  • «Они хочуть свою образованность показать...»
  • «„О пользе алкоголизма“» (рассказ)
  • «Площадь на колесах» (фельетон, 1926)
  • «Под стеклянным небом» (рассказ)
  • «Приключения покойника» (рассказ)
  • «Просвещение с кровопролитием» (рассказ)
  • «Путевые заметки» (рассказ)
  • Работа достигает 30 градусов
  • «Самоцветный быт» (фельетон, 1926)
  • «Смычкой по черепу»
  • «Сорок сороков»
  • «Спиритический сеанс»
  • «Стенка на стенку» (рассказ)
  • «Столица в блокноте» (рассказ)
  • «Таракан» (рассказ)
  • «Угрызаемый хвост» (рассказ)
  • «Целитель» (рассказ)
  • «Черный маг»
  • «Шансон д'этэ»
  • «Шпрехен зи дейтч?»
  • «Был май...»
  • «Вода жизни» (фельетон, 1926)
  • «Грядущие перспективы» (фельетон, 1919)
  • «В кафе» (фельетон, 1920)
  • «Неделя просвещения» (фельетон, 1921)
  • «Торговый ренессанс» (фельетон, 1922, (в СССР опубликован в 1988 году)
  • «Чаша жизни» (фельетон, 1922)
  • «Бенефис лорда Керзона» (фельетон, опубликован в Берлине в 1923 году)
  • «День нашей жизни» (фельетон, 1923)
  • «Московские сцены» (фельетон, 1923)
  • «Комаровское дело» (фельетон, 1923)
  • «Киев-город» (фельетон, 1923)
  • «Лестница в рай» (фельетон, 1923)
  • «Часы жизни и смерти» (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • «В часы смерти» (очерк, посвящённый смерти Ленина, 1924)
  • «Египетская мумия» (фельетон, 1924)
  • «Москва 20-х годов» (фельетон, 1924)
  • «Путешествие по Крыму» (очерк, 1925)
  • «Письмо М. А. Булгакова правительству СССР» (открытое письмо, 1930)
  • «Бег» (Bekstvo) — телефильм, Югославия, 1968 год. Режиссёр — Здравко Шотра.
  • «Бег» — художественный фильм по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия», «Чёрное море», СССР, 1970 год.
  • «Бег» (фр. La fuite) — телефильм, Франция, 1971 год. Режиссёр — Филипп Жулиа.
  • «Пилат и другие» — телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита», ФРГ, 1972 год.
  • «Мастер и Маргарита» — художественный фильм, Югославия — Италия, 1972 год.
  • «Иван Васильевич меняет профессию» — художественный фильм по мотивам пьесы «Иван Васильевич», СССР, 1973 год.
  • «Собачье сердце» — художественный фильм, Италия, 1976 год.
  • «Дни Турбиных» — художественный фильм, СССР, 1976 год.
  • «Роковые яйца» (итал. Le uova fatali) — телефильм, Италия, 1977 год. Режиссёр — Уго Грегоретти.
  • «Собачье сердце» — художественный фильм, СССР, 1988 год.
  • «Мастер и Маргарита» — 4-серийный фильм, Польша, 1989 год.
  • «История болезни» — художественный фильм по мотивам рассказа «Красная корона», СССР, 1990 год.
  • «Инцидент в Иудее» (англ. Incident in Judea) — телефильм по мотивам романа «Мастер и Маргарита», Великобритания, 1991 год. Режиссёр — Пол Брайерс (англ. Paul Bryers).
  • «Записки юного врача» — художественный фильм, Россия, 1991 год.
  • «Красный остров» — художественный фильм по мотивам произведений «Багровый остров», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Мольер», «Дьяволиада», СССР, 1991 год.
  • «Мастер и Маргарита» — художественный фильм, Россия, 1994 год.
  • «Роковые яйца» — художественный фильм, Россия, 1995 год.
  • «Мастер и Маргарита» — телеспектакль, Россия, 1996 год. Режиссёр — Сергей Десницкий.
  • «Театральный роман» — художественный фильм, Россия, 2003 год. Режиссёры — Олег Бабицкий, Юрий Гольдин.
  • «Мастер и Маргарита» — короткометражный фильм, Венгрия, 2005 год.
  • «Мастер и Маргарита» — телесериал, Россия, 2005 год.
  • «Морфий» — художественный фильм по мотивам произведений «Записки юного врача», «Морфий», Россия, 2008 год.
  • «Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1» — анимационный фильм, Израиль, 2010 год. Режиссёр — Терентий Ослябя.
  • «Белая Гвардия» — телесериал, Россия, 2011 год. Режиссёр — Сергей Снежкин.
  • «Записки юного врача» (англ. A Young Doctor's Notebook) — телесериал, Великобритания, 2012 год.
Дом-музей Булгакова в Киеве
  • Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» в марте 1940 года.

120-летие[править | править вики-текст]

  • 15 мая 2011 года в Киеве прошло празднование 120-летия со дня рождения М. Булгакова[25][26].
  • 15 мая в 22:40 на телеканале «Культура» был показан художественный фильм «Театральный роман»[27].
  • В Москве в музее-квартире на Большой Садовой подготовили три новые выставки[28][29]:
    • «Новые поступления»;
    • «В ящике письменного стола»;
    • «Восемь снов. Бег»[30].
  • В парке усадьбы Булгаковых в Буче Киевской области произошло празднование дня рождения М. Булгакова. Открыли памятник писателю, заложили сад и провели международный театральный фестиваль[31][32].

Галерея изображений[править | править вики-текст]


  1. 1 2 Record #118517376 // Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Katalog der Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. Проверено 10 декабря 2014.
  2. Краткая биографическая хроника жизни и творчества М. А. Булгакова. Литературно-мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Проверено 27 июня 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  3. Булгаковская Энциклопедия
  4. 1 2 Чудакова, 1988, с. 21
  5. Населённый пункт не сохранился. [1]
  6. Виленский Ю. Г. Доктор Булгаков / Под ред. Т. И. Борисовой. — Киев: Здоровье, 1991. — С. 99-103. — 254 с. — ISBN 5-311-00639-0.
  7. Прописку в Москве он получил с помощью Н. К. Крупской, о чём написал очерк «Воспоминание…».
  8. 1 2 3 4 5 Громов Евгений. Сталин. Власть и искусство. М.: Республика, 1998. ISBN 5-250-02598-6. С. 100—130.
  9. Сталин И. Сочинения. М.: 1951. Том 12 (встреча с группой украинских писателей 12 февраля 1929 г.). С. 112. В издании 1949 г. см. т. 11.
  10. Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ — очерки Марины Черкашиной: Параллели судеб: Смерть «крикогубого Заратустры»
  11. 1 2 Историк Виталий Шенталинский опубликовал письма Михаила Булгакова и Евгения Замятина Иосифу Сталину
  12. П. М. Керженцев в докладной записке Сталину и Молотову писал, что автор «хотел в своей новой пьесе показать судьбу писателя, идеология которого идёт вразрез с политическим строем, пьесы которого запрещают» и предложил поместить в «Правде» резкую редакционную статью о «Мольере» и разобрать спектакль в других органах печати.
  13. Голгофа, Булгаковская энциклопедия
  14. Лидин В. Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя
  15. В.Лосев, Л.Яновская, Дневник Елены Булгаковой
  16. Мастер и Маргарита
  17. Огонек: Три Соблазна Михаила Булгакова
  18. «Булгаков — не оккультист и не сатанист» | Time Out
  19. Мастер и Маргарита
  20. http://www.wco.ru/biblio/books/ader1/H1-T.htm
  21. Л. Е. Белозерская-Булгакова. О, мёд воспоминаний
  22. Булгаков в одном из писем, 7 мая 1932 года, написал: «„Мёртвые души“ инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает это произведение. А как же я-то взялся за это? Я не брался. Я ни за что не берусь уже давно… Судьба берёт меня за горло… И я разнёс всю поэму по камням. Буквально в клочья… Влад. Иван. <Немирович> был в ужасе и ярости… но всё-таки пьеса в этом виде пошла в работу».
  23. Дочь хозяина знаменитого Дома Турбиных — Инна Васильевна Кончаковская (1902—1985), родственница композитора В. О. Малишевского, сохранила этот дом-усадьбу в советские времена
  24. База данных MPC по малым телам Солнечной системы (3469) (англ.)
  25. 15 мая — День рождения Михаила Булгакова!
  26. В Киеве отметят 120-летие со дня рождения Михаила Булгакова
  27. 15.05.11 К 120-летию со дня рождения Михаила Булгакова
  28. Исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Булгакова
  29. 120 лет со дня рождения Михаила Булгакова
  30. День рождения Михаила Булгакова
  31. В Киевской области открыли памятный знак в честь Михаила Булгакова
  32. В Буче «швондеры» решили вырезать исторический парк в усадьбе Михаила Булгакова!
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М.: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988. — 669, [2] с. — (Писатели о писателях). — ISBN 5-212-00075-0.
  • Воспоминания о Михаиле Булгакове / [Составители Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес; Вступ. ст. В. Я. Лакшина, с. 7-37; Послесл. М. О. Чудаковой, с. 483-524]. — М.: Советский писатель, 1988. — 525, [1] с. — ISBN 5-265-00316-0.
  • Филатьев Э. Н. Тайна булгаковского «мастера…». — СПб.: Азбука, 2011. — 559 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-389-02084-9.
  • Богданов Н. Киевские реминисценции в московском творчестве Булгакова (недоступная ссылка — историякопия)
  • Быков Д. Три соблазна Михаила Булгакова // Огонёк, 2002
  • Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Энциклопедия булгаковская / Борис Соколов. — М.: Локид : Миф, 1996. — 586 с. ISBN 5-320-00143-6 : ISBN 5-87214-028-3; 2-е изд. 2000. — ISBN 5-320-00385-4
  • Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова / Александр Зеркалов. — М.: Текст, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 237 с. — (Коллекция / Текст). ISBN 5-7516-0409-1
  • Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова : опыт исслед. ершалаим. глав романа «Мастер и Маргарита» / Александр Зеркалов. — 3-е изд. — М.: Текст, 2006 (Можайск (Моск.обл.) : Можайский полиграфкомбинат). — 188, [3] с. — (Коллекция/Текст). ISBN 5-7516-0574-8
  • Яновская Л. М. Записки о Михаиле Булгакове / Л. Яновская. — М.: Параллели, 2002. — 413, [2] с. ISBN 5-93273-068-4
  • Варламов А. Н. Михаил Булгаков / Алексей Варламов. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 838, [2] с. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким; Вып. 1339 (1139)). ISBN 978-5-235-03132-6
  • Анатолий Кончаковский, Светлана Ноженко «М.Булгаков. Киевское эхо», 2011.
  • Кривоносов Ю. М. Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества [Текст] : специальное издание к 120-летнему юбилею великого писателя / Юрий Кривоносов. — М.: Эксмо, 2011. — 258 с. — (ВИП-персоны). ISBN 978-5-699-43462-6
  • Варламов А. Н.. Михаил Булгаков. Биография (в 2 т.) — СПб.: «Вита Нова», 2008. — т. 1 — с. 512 — ISBN 978-5-93898-312-0, — т. 2 — с. 528 — ISBN 978-5-93898-314-4 — Серия: Жизнеописания

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D...

Зрение ребенка м 0,5 н 52,5

Зрение ребенка м 0,5 н 52,5

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Омоложивающая система для кожи вокруг глаз крем и бальзам anew platinum