Выбор жанра
Воспитание детей с нарушенным слухом в семье

Воспитание детей с нарушенным слухом в семье

Количество просмотров публикации Воспитание детей с нарушением слуха в семье. - 6

Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т. Г. Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Появление в семье физически или психически неполно­ценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителœей и близких родственников. На­рушается взаимодействие родителœей с социумом (родствен­никами, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супру­гов, складываются неверные представления о больном ре­бенке, возможностях его лечения и воспитания.

Чувства родителœей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появле­нию адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е. И. Исенина, Д. Льютеман, В. М. Рах­манов и др.)˸ 1 стадия – ʼʼшокʼʼ, 2 стадия – ʼʼпониманиеʼʼ, 3 стадия – ʼʼзащитное отрицаниеʼʼ, 4 стадия – ʼʼпринятие глухотыʼʼ, 5 стадия – ʼʼконструктивные действияʼʼ. Стадии шока, понимания, защитного отрицания зани­мают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие[8].

Существуют разные типы отношений родителœей к глухому ребенку˸

- полное принятие˸родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, от­носятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отно­шений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;

- сверхопека˸родители освобождают ребенка от обязан­ностей, мера помощи значительно превышена, дети ста­новятся несамостоятельными и зависимыми;

- нереалистическое отношение˸родители отказывают­ся признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответ­ствовать требованиям и отвергается близкими людьми;

- безразличие˸ неосознанные чувства и жизненные цен­ности родителœей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проявляется в избегании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.

3адачи и содержание семейного воспитания глухих и слабос­лышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребен­ка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растет опыт и педагогическая культура родителœей ребенка, что помогает им в воспитании ребенка. Несмотря на индивидуальные различия детей, у родителœей име­ются общие задачи воспитания˸

- охрана и укрепление здо­ровья;

- предупреждение заболеваний и вторичных отклонений в развитии;

- работа по развитию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка;

- развитие его умственных способностей, памя­ти, мышления и речи;

- формирование и развитие положительных нравственных качеств;

- воспитание активности и создание усло­вий для развития его творческих способностей.

Главная задача родителœей – помочь ребенку в сложных жизненных ситуациях в условиях болезни раскрыть потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, к адаптации в детском коллективе, а в перспективе – к самостоятельной жизни. Их работа с ребенком складывается из˸

- тщательного наблюдения за его развитием (рекомендуется ведение дневника, ʼʼслухового словаряʼʼ и т. п.);

- организации его досуга и отдыха, чтения книг, познавательных игр, прогулок, совместной изобразительной или продуктивной творческой деятельности с предметами, материалами;

- продолжения выполнения начатых в учебно-воспитательном учреждении мероприятий, помощь в организации учебной работы дома;

- специально организованных занятий с ребенком по рекомендации педагога, выполнение его заданий по развитию речи, ознакомлению с окружающим;

- организации речевого общения, развития разговорно-обиходной речи в условиях жизненной деятельности с использованием слухового аппарата;

- использования жизненных условий семьи для формирования умений самообслуживания, бытового труда в ежедневных делах.

Семейное воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциаль­ные возможности ребенка. Специалист обучает родителœей взаимодействию с ребенком, раскрывает направления организации коррекционной работы. Так, важнейшим направлением воспитания дошкольника является развитие речи и остаточного слуха. С этой целью решается целый комплекс задач˸

1. Развитие движений, крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной координации – в ходе игр и упражнений.

2. Развитие действий с предметами.

3. Развитие вибрационной чувствительности (к примеру˸ похлопывание по стулу, на котором сидит ребенок – получение ответной реакции – хлопок в ладоши, ощущение вибрации воздушного шара).

4. Развитие ориентировки в пространстве с опорой на зрение и остаточный слух.

5. Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия˸ доречевой период – обучение лепету и гулению, развитие дыхания, формирование слухоречевой связи, обучение имитации животных, ознакомление со словами, простыми фразами.

6. Развитие речевого слуха˸ ориентировка в пространстве с помощью музыкальных инструментов и голоса, поворачивание на звуковой раздражитель, связывание звука с конкретным предметом или действием, обучение реагированию на свое имя.

7. Развитие письменной речи˸ обучение чтению целыми словами по табличкам.

Работа проводится постоянно, с использование слухового аппарата; взрослый должен постоянно разговаривать с ребенком, сопровождать речью всœе происходящее, проводить упражнения фонетической ритмики; рекомендуется также напевать мелодии, проводить работу по вслушиванию в звучания, установлению связи между услышанным и источником звука, между услышанным словом и объектом, действием, признаком.

Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/256...

Воспитание детей с нарушенным слухом в семье

Воспитание детей с нарушенным слухом в семье

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Польза пыльцы для простатита